Головна / Історія краю / Попов Юрий Васильевич


Попов Юрий Васильевич

(1868-1918)

 

Попов Юрий Васильевич долгое время жил во Франции, потом в Одессе, где с благословения отца женился на Ольге Васильевне Скалон - предтавительнице знатного дворянского рода Франции. От этого брака родилась дочь Ольга.

К похоронам отца он не смог приехать, прибыл лишь Павел. Однако после похорон выяснилось, что генерал так и не оставил письменного свидетельства о даровании прощения сыну. Таким образом, единственным наследником генерала являлся Юрий. Будучи человеком добрым и мягкосердечным, он счел своим долгом часть наследства отдать брату. Павел испросил имения на Тарханкуте и Биюк-онлар, а так же половину капиталов покойного. На что Юрий ответил согласием.

Однако по истечению времени, знакомые Павла, желающие нагреть руки на этом деле, подначивают его отсудить у Юрия полную часть наследства. Так негодяи, пользуясь добросердечием Юрия и тотальным неумением и нежеланием конфликтовать, стали проводить политику запугивания, и всячески отравляли жизнь Попова-старшего. Не выдержав нервной нагрузки, Юрий соглашается на все условия Павла. Однако, он заплатив по этому грабительскому счету остался практически нищ, Ближайшие родственники и друзья Поповых придали делу широкую огласку, было проведено расследование и суд. Решением суда было постановлено считать соглашение Юрия и Павла недействительным.

Юрий Васильевич был человеком высококультурным и образованным, умел играть на многих музыкальных инструментах, при замке он организовал оркестр. Будучи прекрасным музыкантом, большим любителем искусств и человеком тонкой души, он во время многочисленных путешествий непрестанно скупал художественные ценности, благодаря чему родовое поместье Поповых превратилось в подлинную культурную жемчужину. Этот крупнейший дворцово-парковый ансамбль на юге империи получил известность не только внутри страны, но и за рубежом.

Свидетельство тому - дошедшие до наших дней открытки из Италии. Впрочем, даже не будь их - это нисколько бы не уменьшило ценности усадьбы Поповых как шедевра градостроения европейского значения. Здания удивительно гармонично дополняли естественный лесной массив из древних дубов и ясеней (толщина многих из них составляла до 3 метров в диаметре) в долине реки, превращенный в парк с аллеями, фонтанами, копиями скульптур на темы древнегреческой мифологии работы скульптора Лангабарди. А расположенный в центре усадьбы дворец, по сути, был художественным музеем, располагающим богатейшими библиотекой, коллекцией оружия, картинной галереей с подлинниками холстов Тициана, Гойи, Рембрандта.

Кроме того, это был страстный коллекционер. Особую ценность представляли этнографические комнаты, посвященные жизни и быту разных народов. Таковых во дворце было свыше дюжины. И в каждой - движущиеся механические куклы-манекены в национальных одеждах, так в турецкой комнате находился знатный турок и его служанка, в галерее механическая негритянка, в оружейной комнате механическая цыганка.

Невольно может сложиться впечатление, что вся затея со строительством и обустройством васильевской усадьбы для семейства Поповых были чем-то вроде удовлетворения непомерных амбиций тешащейся праздностью знати.

Но на самом деле это имение к началу нынешнего столетия приобрело славу одного из богатейших и высокоразвитых хозяйств империи. В этом была немалая заслуга его управляющего Василия Львовича Перовского - брата известной революционерки-террористски Софьи Перовской. В отличие от сестры он был сторонником социал-демократической ориентации, отвергая насильственные методы общественного переустройства.

Перовский проявил себя не только как талантливый хозяйственник, но и подключился к пополнению художественных коллекций дворца, развернул научную деятельность. В начале века в Васильевке были введены в строй электро- и метеостанция, которую включили в общую сеть метеослужбы России. В самом же дворце создали обсерваторскую площадку с телескопом, смотреть в который имели возможность как работники усадьбы, так и местные крестьяне.

Кстати, представление советской историей Поповых как жестоких эксплуататоров, превративших поместье в недоступный для простонародия бастион, судя по воспоминаниям старожилов, мягко говоря, не соответствовало действительности. Усадьба была открыта для местного населения, которое традиционно праздновало во дворце рождественские елки. А по воскресеньям васильевская молодежь имела возможность танцевать под аккомпанемент созданного Юрием Поповым симфонического оркестра. А что касается эксплуатации... В имении была самая высокая заработная плата в Мелитопольском уезде. Все специалисты - начиная от конюха и заканчивая управляющим - при поступлении на службу получали бесплатное жилье. Оно считалось служебным, но в течение трехлетнего срока службы наемный работник был вполне в состоянии построить собственный дом. К примеру, садовник, кроме предоставленной квартиры, имел еще два собственных дома в местечке. И в этом не было ничего удивительного, поскольку с первого дня работы каждому специалисту бесплатно предоставлялись лошадь с выездом, корова и пара свиней.

Корм для скота выделялся с помещичьей усадьбы, а уход за ней в хозяйствах служащих обеспечивала оплачиваемая помещиком прислуга. И вдобавок ко всему каждый работник имения ежедневно получал продовольственный паек, разумеется, помимо положенного жалованья.

Юрий Васильевич 3 раза был женат. Сначала на Ольге Скалон, которая, родив ему дочь, скончалась. Следующая жена Татьяна подарила ему сына Илью и дочь Татьяну, они были очень нежной любящей парой, однако это длилось недолго, т.к. Татьяна заболела чахоткой. Третий раз он женился на Зинаиде Шейниковой, от этого брака родился сын Юрий.

После революции дети Юрия Ольга с мужем и Татьяна эмигрировали за границу.

В 1923 г. в замке Поповых была организована детская колония. Во времена Великой Отечественной фашисты взорвали четвертую часть замка, что бы добыть кирпич для строительства оборонительных сооружений.