Новини
С Рождеством Христовым!
Господь наш Иисус Христос, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Родился не просто Человек, но и Бог. Это трудно понять, но давайте попробуем. Иисус — и Человек, и Бог одновременно. Мы не знаем, как произошло непорочное зачатие Девой Марией Своего Сына: Архангел Гавриил лишь принес Ей благую весть о будущем рождении Спасителя. Зато мы точно знаем, что Христос родился как Человек, как один из нас, то есть — во плоти. Вот почему полное название праздника — Еже по плоти Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
"Бог явился во плоти" — вот главная радость христианства. Бог нас любит не где-то на небесах. Его любовь к людям настолько велика, что Он Сам становится одним из нас, чтобы победить духовную смерть. А значит, наша дорога к спасению стала открыта.
В эти дни, император повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря.
Вифлеем находится буквально в паре километров от Иерусалима (cейчас — в Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан), а вот от Назарета (он существует в Израиле и сейчас), где проживали Дева Мария со своим мужем, Иосифом Обручником, это довольно далеко — примерно 170 километров. Сложно представить, каких трудов стоило Деве Марии на последнем месяце беременности преодолеть такое большое расстояние.
В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко от постоянного местожительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства, — родился Богочеловек, Спаситель мира.
О том, что на свет появился не просто младенец, знали не только Дева Мария и святой Иосиф. Первыми пришли поклониться Спасителю пастухи — они были неподалёку. Пастухам явился ангел, который возвестил им весть о Рождении Иисуса.
Пастухи оставили свои стада, пошли в сторону Вифлеема и обнаружили в пещере Деву Марию, Иосифа и Младенца в яслях. Пастухи рассказали Марии о том, что сказал им ангел. Богородица была поражена, ведь ровно девять месяцев назад Ей являлся Архангел Гавриил и говорил точно такие же слова — о том, что у Неё родится Спаситель мира. Тот день мы сейчас отмечаем как праздник Благовещения.
ТАЙНЫЙ ЗНАК С НЕБЕС
А в это время где-то на востоке, далеко от Палестины, трое мудрецов (их называли волхвами) увидели в небе необычную звезду. Они посчитали это знаком. Ведь волхвы знали, что в скором времени в мир должен прийти Царь Израиля. Волхвы не были иудеями, они были язычниками, но понимали, что такое глобальное событие коснётся всех народов. Поэтому, увидев в небе необычную звезду, волхвы отправились в Иерусалим, пришли прямо во дворец к правившему тогда царю Ироду и спросили у него — а где они могут увидеть только что родившегося Иудейского Царя. Они, хотя и были мудрецами, но не могли предположить, что будущий, по их мнению, Царь родился не во дворце, а в хлеву.
Царь Ирод не знал, где находится Иисус, и был крайне встревожен известием восточных мудрецов. Ведь раз родился новый Царь, то старый, вроде бы, уже ни к чему. Он был очень жестоким и мнительным правителем, неслучайно его имя стало нарицательным. Однако волхвам Ирод своей тревоги не показал, вежливо проводил их из дворца и попросил, если они найдут новорожденного Царя, сообщить Его местонахождение.
Волхвы же пошли дальше, и звезда привела волхвов к вифлеемскому дому, где они "увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну" (Мф.2:9-11).
МЕСТЬ ИРОДА
Поклонившись Христу, волхвы "…получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою" (Мф.2,12), то есть не открыли Ироду тайну местонахождения Спасителя. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался. Жестокий царь, опасаясь конкуренции за трон приказал убить всех младенцев в Вифлееме в возрасте от 2 и младше лет. Однако Иисуса в тот момент в городе уже не было. Иосифу явился ангел и сказал: "Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его" (Мф.2:13).
Святое семейство находилось в Египте до тех пор, пока царь Ирод не умер. Вернувшись, Иисус, Богоматерь и Иосиф поселились в Назарете. Оттуда и начался Крестный путь Спасителя. А от Рождества Христова началась новая эра человечества — наша эра.
РОЖДЕСТВО — ПРАЗДНИК ПРАЗДНИКОВ
В воспоминание Рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа установлен Церковью праздник, который празднуется, как великий, двунадесятый (один из главных, 12-ти). Начало празднования Рождества относится ко временам Апостолов.
Святые Отцы в своих трудах изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников.
Двенадцать дней после Рождества до Крещения Господня называются святками — то есть, святыми днями, освященными приходом в мир Спасителя. Отмечать особо эти дни Церковь начала с древних времен.
В первые дни празднества, по традиции, принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки — в воспоминание о дарах, принесенных Богомладенцу волхвами.
Хозяйки красиво накрывают столы, готовят лучшие угощения. Также принято вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. В древние времена в святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню.
Особой традицией святок на Руси являлось колядование, или славление. Молодежь и дети наряжались, ходили по дворам с большой самодельной звездой, исполняя церковные песнопения — тропарь и кондак праздника, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову.
— В каком углу комнаты должны висеть иконы?
— Предпочтительным считается восток, но! Главную миссию иконы хорошо сформулировал седьмой Вселенский Собор: "Глазами взирая на образ, умом возносимся к Первообразу". То есть, цель иконы быть как можно более на видном, бросающимся в глаза, месте. Чтобы человек почаще пересекался с ней взглядом и молитвенно вздыхал к Небу… Сегодня восточные углы не всегда являются таковыми, а потому любой видный угол. Главное условие, чтобы иконы висели сами, не смешиваясь с плакатами — картинами. Не там, где телевизор. Если это полочка, то чтобы на этой полочке были только иконы, не перемешанные ни с какими другими вещами-предметами.
— Можно ли венчаться в период новогодних святок?
— Нет. Венчания начнутся после праздника Крещения (19 января).
Так же читал, что этот год объявлен годом какого-то там вдовца и венчаться нельзя. Естественно это ахинея, не имеющая ни чего общего с Православием. Венчайтесь, на здоровье!
— Расскажите о Вифлеемской звезде, правда ли, что у нее 8 лучей?
— Звезда эта была не астрономическим явлением, а "невидимой силой, принявшей вид звезды" (святитель Иоанн Златоуст). Тот же святой, в подтверждение своей мысли, приводит такие соображения:
1. Необычен ее путь: текла от севера на полдень (юг). Она вела волхвов из Иерусалима в Вифлеем, который находится южнее.
2. Она является не ночью, а днем. Ночью звезды не видно.
3. Звезда является, затем скрывается, а потом появляется вновь. 4. Звезда указывает место не с высоты, а опустилась вниз: обыкновенная звезда не может показать такое малое место как вертеп.
Соответственно, сколько там было лучей, это не известно и не может быть известно. В иконописную же традицию вошло изображать именно 8 лучей.
— Расскажите об особенностях рождественского стола.
— Во-первых, Рождество это окончание поста, длящегося 40 дней. 40 дней мы не вкушали мясо, колбасы, молочные продукты и прочую пищу животного происхождения. Поэтому - любые скоромные блюда, будут для верующего человека большим утешением.
Есть традиция готовить "рождественского гуся", запеченного в духовке. Естественно, это не обязательно, но традиция довольно давняя есть.
Главное за блюдами не забыть о Виновнике Торжества. К мясу не свести Христа. Надо сходить в храм, помолиться, отдать должное Родившемуся, потом можно и себя утешить за вкусностями.
И вновь напомню — разговение, праздник, застолье — ТОЛЬКО 7 января, по окончании богослужения.
6 января, в сочельник, САМЫЙ СТРОГИЙ ПОСТ из всех 40 дней поста. Вечерники встречаются кутьей и узваром (компотом), а не обильным столом.
В церквях поют: "Таинство странное вижу и преславное: небо — вертеп, Престол херувимский - Деву". Поняли, о чем поется? Оказывается, небо — это не то, что вверху. Настоящее небо — это там, где Бог. Христос родился в пещере - и пещеру сделал небом. До Воплощения только Небесные Силы, да и то не все, были так близко допущены к Божеству, что Господь именовался Сидящим на Херувимах и Ездящим на Серафимах. А теперь Он приблизился к Деве и через Неё так приблизился к нам, что Она превзошла близостью ангельские силы. Так поют в церквях от лица всех думающих об этом и понимающих это. И каждый из нас может сказать вслед за ирмосом: вижу и созерцаю!
Видим ли мы это чудо? Размышляем ли над ним? Или, может, захлестнула нас суета да забот полон рот, да на работе проблемы. Только, знаете, никогда суета не закончится, и никуда не уйдут проблемы. Они будут появляться ниоткуда, как вездесущая пыль. Особенно, если даже раз в год ты не выкроишь кусочек бесценного времени для того, чтобы в удивлении постоять над входом в одну пещеру. Там сопит вол, там о каменный пол слышен стук копыта, там тихо поёт Мария…
"Бог мог, хоть тысячу раз родиться в Вифлееме, но это будет для тебя, человек, бесполезно, если Он хотя бы один раз не родится в твоем сердце!" — вот то правило, о котором мы должны почаще задумываться. Задумываться, и в эти праздничные дни распахивать Ему навстречу свои сердца. Свое сердце соделать вертепом для Него, а значит, Небом и жилищем Бога.
С Рождеством тебя, брат мой и сестра моя! С Рождеством, дорогие васильевцы и жители района!
Пусть богомладенец Христос озарит Ваши сердца, Ваши семьи и родных Своею благодатию!
протоиерей Валерий ГАЛУЩЕНКО
Благочинный Васильевского округа
настоятель храма св. ап. Петра и Павла
п'ятниця, 04 Січня 2013 08:29 | Переглядів: 1275